Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 1 г. Орска"

История железнодорожной школы №33 ст. Орск
– гимназии №1 г. Орска


В начале пути

Указом Советского правительства от 26 апреля 1936 г. в стране были открыты железнодорожные школы. К числу таких школ относилась и созданная на станции Орск Оренбургской железной дороги школа №33. Уже в 1932 году ст.Орск превратилась в железнодорожный узел. На узле сначала была небольшая начальная школа №1, которая помещалась в одной комнате, где одновременно занимались 2 класса (1 и 3 классы в первую смену и 2 и 4 классы – во вторую). Это здание барака, где помещалась начальная школа и сегодня располагается напротив гимназии №1 со стороны главной дороги ( сегодня это несколько перестроенное здание ОРСа ). Она являлась единственной школой на станции до 1935 года.

1 сентября 1936 г. было торжественное открытие школы №33 ст. Орск Оренбургской железнодорожной дороги. За одно лето была построена новая школа. Здание светлое, большое. В этом году занимались уже 684 ученика, 25 учителей. Первый директор школы №33 Демидов Николай Демидович.

В 1938 году отдел учебных заведений назначил директором Евдокимова П.Ф. При нем в 1940 и был осуществлен самый первый выпуск школы, фотография которого хранится в школьном музее. Выпускников было 15 человек: 10 юношей и 5 девушек. Все ребята – участники Отечественной войны. Из 10 ребят 8 имели офицерские знания.

Сороковые, пороховые...

эти дни, до и после уроков помогали ПЧ-15 готовиться к зиме: сортировали щитопланку, сооружали снегозащитные щиты, работали на субботниках по снегоборьбе. Школа оказывала и помощь сельчанам, помогая на летних работах; Большая работа была проведена в это время по линии железнодорожного строительства: коллектив учителей и учащихся участвовал в укреплении железнодорожного узла, вырыв 302 кубометра грунта, выгрузив 180 тонн угля. Все ученики старших классов, с 7 по 10 , учителя проработали 3 дня на восстановлении железнодорожного моста, сделали 12 выходов на уборку и погрузку снега; В 1942 – 44 гг. школа собрала 14 441 рублей на строительство танковой колонны, за что получила благодарность от руководителя Советского государства тов. И.В. Сталина. Вот дословный текст телеграммы, присланной Сталиным:
« Директору школы тов. Высоцкому Н.С. Председателю месткома Лонгинову
… Председателю учкома Загоровскому … Прошу передать учителям и учащимся железнодорожной средней школы №33 ст. Орск, собравшим дополнительно 14 441 рубль на строительство танковой колонны «Оренбургский железнодорожник». Мой горячий привет и благодарность Красной Армии.»
И. Сталин. 3 апреля 1943 года.

Создание гимназии

Значительные изменения произошли в жизни железнодорожной школы №33 за время работы директором школы Пожара А.И.

В 1989 году педагогический коллектив обратился в отдел учебных заведений и Главное Управление кадров учебных заведений МПС с просьбой разрешить проведение железнодорожной школой №33 эксперимента по дифференцированному обучению учащихся. Это стремление наших педагогов к новаторству было вскоре замечено и в 1989 году Отдел учебных заведений ЮУЖД, который размещался в г. Челябинске, открыл на базе школы №33 экспериментальную площадку. В школе появились первые профильные классы по пяти направлениям:
  • физико-математическое;
  • химико-биологическое;
  • гуманитарное;
  • спортивное;
  • реальное.
После изменения статуса школы педагогический коллектив начал большую работу по составлению инновационных программ, курсов. В школе-гимназии стали вести на углубленной основе ряд предметов – математика, физика, история, литература, биология, химия, два иностранных языка. В школьном расписании появились спецкурсы по решению задач повышенной сложности по физике, математике, практикумы по профильным предметам, уроки старославянского и латинского языков, основы философии в старших классах.